Проблему ненефтегазового дефицита бюджета надо решать, иначе при сохранении цены на нефть в 40-50 долларов за баррель Россия будет проедать накопленные резервы. Такое мнение высказал в интервью ТАСС помощник президента РФ Андрей Белоусов.
Ненефтегазовый дефицит представляет собой разницу между объемом доходов федерального бюджета без учета нефтегазовых доходов и объемом расходов . В 2015 году этот показатель составил около 11% ВВП, тогда как дефицит бюджета сложился на уровне 2,6% ВВП. На 2016 год запланирован ненефтегазовый дефицит около 10,7% ВВП при общем дефиците 3% ВВП.
"Нам придется эту проблему решать, потому что, если дефицит останется таким, то при сохранении цен на нефть на уровне 40-50 долларов за баррель мы будем проедать наши резервы с той или иной скоростью. Для того, чтобы из этой ситуации выйти, дефицит нужно сократить. Это задача будущего", - отметил Белоусов.
Он напомнил, что российские власти до кризиса 2008 года ставили задачу снизить ненефтегазовый дефицит до 3-5% ВВП, в целом же выйти на бездефицитный бюджет. "Тогда у нас было где-то 5-7% ВВП (ненефтегазовый дефицит - прим. ред.), в кризис он резко подскочил. Мы не решили проблему бюджетного дефицита. Мы оказались в точке равновесия при сохранении ненефтегазового дефицита в районе 10% ВВП. Правительству не удалось его снизить", - сказал Белоусов.
Ненефтегазовый дефицит фактически является показателем того, насколько экономика страны зависит от доходов от нефти и газа: чем выше этот дефицит, тем больше зависимость. Динамика его снижения показывает, насколько экономике удалось слезть с "нефтяной иглы".
Ранее эксперты МВФ рекомендовали при формировании бюджетной политики ориентироваться на показатель ненефтегазового дефицита, поскольку он нагляднее демонстрирует структуру расходов бюджета.